Существует
несколько легенд о его возникновении. Одна из них связана с именем Ивана
Грозного.
Документально происхождение
названия Сновиц нигде не значится, но сохранилось в народе предание:
когда царь Иоанн Грозный шел войной на Казань, то останавливался на
этом месте и видел во сне Богородицу, которая и предсказала ему, что
победит он татар и возвратится со славою великою. В благодарность за
Небесную помощь царь повелел основать здесь монастырь, который и назвал
Сновицким по воспоминанию бывшего ему сновидения, а храм - Благовещенским,
за благую весть. А потому, что были они здесь с отдыхом, «с отдышкой»,
речку назвали Содышкой.
Но есть и еще одна легенда.
Говорят, что в давние времена жил здесь монах по прозвищу Сновид, или
Сновидец. Может быть, вещие сны снились тому монаху. По его прозвищу
и назвали монастырь Сновицким, а селение - Сновицами. По своей загадочности
легенда о монахе Сновиде привлекательней и кажется достоверней, тем
более что предание об Иоанне Грозном слишком уж позднее для такого древнего
места и, конечно, для названия реки. Хотя никак нельзя ручаться за достоверность
и той и другой легенды.
Есть в Сновицах несколько
достопримечательностей. Например, дом, которому более ста лет. В нем
жили зажиточные крестьяне. В годы коллективизации их раскулачили, дом
отобрали. В конце прошлого столетия строение вернули дочке бывшего хозяина.
Местные говорят, она тщетно пыталась его продать - цена слишком высока.
Кроме того, Сновицы
- родина основателя советского телевидения Павла Шмакова. Он прожил
здесь до 11 лет. На его доме - мемориальная доска.
Шмаков
Павел Васильевич [р. 15(27).12.1885, с. Сновицы Владимирской губ.],
советский учёный в области телевидения и электроники, доктор технических
наук, профессор (1937), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1948),
Герой Социалистического Труда (1966). В 1912 окончил Московский университет.
Преподавал в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова
(1921—30), МВТУ (1924—30), Московском энергетическом институте (1930—32).
В 1935—37 заведовал лабораторией во Всесоюзном НИИ телевидения (Ленинград),
в 1946—48 его директор. С 1937 заведующий кафедрой телевидения в Ленинградском
электротехническом институте связи. Имеет изобретения (в т. ч. передающая
телевизионная трубка с переносом изображения — супериконоскоп, 1933,
совместно с П. В. Тимофеевым). Основные труды в области факсимильной
связи, цветного и стереоскопического телевидения. Государственная премия
СССР (1973). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного
Знамени и медалями.
Кроме того, один
из потомков князей Пожарских, Илья Ефимович Пожарский, в первой половине
XIX века жил в селе Сновицы Суздальского уезда. Село находится в трех
километрах от гор. Владимира. Здесь проживало не одно поколение Пожарских.
Полагаю, что потомки Ильи Ефимовича живут в различных местах и доныне.
Среди Пожарских из Сновиц
были однодворцы-крестьяне, ездившие на заработки в Москву. Часть из
них «раскулачили» в 1930 году, другие покинули место своего жительства
по различным причинам. Представители этой ветви рода в настоящее время
живут во Владимирской области, Нижнем Новгороде и иных местах.
За
основу поколенной росписи суздальской ветви Пожарских взяты архивные
материалы Администрации Суздальского района Владимирской области, а
также сведения из местного архива села Сновицы — по метрическим записям
Благовещенской и Вознесенской церквей этого села.
Но место здесь воистину
благодатное и прекрасное. На возвышенности стоит Благовещенский храм.
По одну сторону от него высокая лесистая гора и далее по склону - маленькая
деревенька Веризино. С другой стороны - Марьина роща. Названия здешних
окрестностей самобытны и неповторимы. Небольшой лесок позади церкви
называется Лоханью. Название, скорее всего, связано с формой рельефа.
Гора Малаховская. Гора Сленская. Слен, слень - твердая слизь, которой
рыба покрывается на зиму (В.И.Даль). Гора Глинская с глиницей, местом,
где когда-то давно обжигали кирпич (под староверским кладбищем). А внизу
извивается маленькая речушка Содышка. В межевой книге села Богослова
она упоминается как Содошка, в таблицах по вычислению угодий с. Сновиц
- как Сотовка, в списке населенных мест за 1863 год - как Содочка. И
в настоящее время встречается произношение Содушка.
А
на месте нынешней Благовещенской церкви издревле существовал мужской
монастырь. В духовной грамоте Симоновского чернеца Андриана Ярлыка 1461
года Сновицкий монастырь именуется митрополичьим, а в жалованной грамоте
великого князя Иоанна III в 1504 году дана этому монастырю неподсудность,
«опричь душегубства и разбоя». Монастырь управляем был сначала игуменами,
а потом архимандритами, имел 750 душ крестьян. В 1764 году монастырь
был упразднен.
Когда построена существующая
ныне каменная церковь, неизвестно. Церковь
двухэтажная. Раньше внизу были кельи, и с трех сторон над ними вокруг
церкви крытые переходы. Назывались они «гульбище». На втором этаже на
гульбище было четыре выхода, четыре двери. Переходы эти давно отломаны,
а с северной стороны в них устроен придельный храм в 1758 году при Антоние,
архиепископе Владимирском и Ярополчском. С западной стороны пристроена
колокольня. В церкви три престола: главный, на верхнем этаже, в честь
Благовещения Пресвятой Богородицы, в прежде бывшей крытой галерее устроен
престол в честь св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1758 году.
Третий придел - теплый - в честь зачатия Иоанна Предтечи устроен в нижнем
этаже, в бывших прежде братских кельях.
До 1876 года церковь
упраздненного Сновицкого монастыря имела особый приход и особый причт.
В том же году к ней была приписана Вознесенская церковь в селе Сновицах.
Так образовался один соединенный приход. И сейчас в Сновицах два храма
с одним приходом, как попросту называют их «нижний» (Вознесенский) и
«верхний» (Благовещенский).
У «нижнего» храма тоже
своя история. В патриарших окладных книгах 1628 года значится: «церковь
Николы Чудотворца в патриаршей вотчине в селе Сновицком Сновитского
монастыря». В 1670 году в делах дворцового приказа отмечено: «в селе
Сновицком церковь древяная, клетцки с папертьми крыты тесом, а в церкви
Божие Милосердие, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь. У той
церкви поп Иван». В 1717 г. эта церковь сгорела, построить новую у прихожан
не было средств, и «поп Андрей с своими приходскими людьми Вознесенской
церкви г. Владимира пожертвовал в село Сновицкое свою деревянную церковь
в честь Вознесения Господня». Каменная же церковь построена в 1827 году
на средства прихожан. Колокольню построили попозже, в 1857 году. В церкви
два престола: в честь Вознесения Господня и в приделе - во имя св. Николая
Чудотворца. Придел устроен в 1863 году. Сейчас каменная колокольня и
ограда совершенно утрачены, но осталась зарисовка храма, датированная
июнем 1923 года.
Рисунок принадлежит
некой Сусанне Житковой. Было ей тогда 13 лет. «Когда слышу крик ласточек,
сразу переношусь в Сновицы к этой церкви», - писала Сусанна сестре годы
спустя. Вот такие трогательные вещи находятся иногда.
В советские годы церковь
была в удручающем состоянии. Такое наследство досталось о. Владимиру
(Слинкину), на попечении которого находятся оба храма - и «нижний»,
и «верхний». И за 14 лет сделано многое, несмотря на довольно скромные
средства и небольшой приход. Сейчас в Вознесенской церкви восстанавливается
придел во имя св. Николая Чудотворца.
Но вернемся туда, в
«верхний» храм, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
В теплом приделе, внизу, своды низкие. И это понятно - здесь когда-то
были братские кельи. А вот что меня удивило, так это большое количество
деревянных объемных икон. И все три иконостаса, и весь храм украшены
резьбой, выполненной сдержанно и гармонично. А в верхней части храма
и стены, и потолок расписаны.